О проблемах качества российских дорог
В неблагоприятных климатических условиях России и при условиях недостаточного финансирования, остро встаёт вопрос о выявлении причин появления выбоин на дорогах, а так же о возможностях предотвращения образования выбоин при строительстве.
Если проследить закономерность, то вы в большом количестве обнаруживаете выбоины весной, после схода снега. Чаще всего их можно увидеть там, где проходят различные коммуникации, особенно теплотрассы. При чем интенсивность движения на размер и количество выбоин оказывает значительно меньшее влияние. Выбоин больше там, где грунт под дорожным покрытием чаще замерзает и тает.
Пути решения данной проблемы известны:
- Закладка под асфальтобетон слоя щебня определённой толщины, замещающего пучинистый грунт.
- Проведение необходимого отвода воды при возможном затоплении в результате таяния снега и аварийной протечке воды из каких-нибудь коммуникаций.
- Защита дренирующего слоя щебня от засорения геотекстильным фильтрующим полотном.
При правильном соблюдении этих условий значительно повышается долговечность дороги. Эти правила большинству строителей известны. Но, как говорится: "а воз и ныне там", так как существуют дополнительные требования, которые не всегда соблюдаются.
Первое и основное требование: слой щебня должен быть определённой толщины. Конечно, в идеале, он должен быть глубже глубины промерзания грунта. По понятным причинам, приходится экономить.
В Германии минимальная глубина закладки шебня-50 см. У нас, конечно же, она должна быть глубже.
Второе важное требование: геотекстиль должен быстро пропускать сквозь себя воду, не давая щебёночному слою заиливаться. При этом он должен не сгнивать в земле в течение длительного срока. В Европейских странах приняты жёсткие правила при производстве геотекстильного полотна. Фабрики обязательно лицензируются, а геотекстиль сертифицируется специальными научными организациями, специализирующимися в области строительства. В нашей стране геотекстиль не подлежит обязательной сертификации. Поэтому, у нас можно производить геотекстиль с добавками вторичного сырья, в том числе вискозных, шерстяных и хлопчатобумажных отходов. Из-за этого, со слов некоторых строителей, через несколько лет геотекстиль в земле не всегда можно обнаружить.
Третье требование: для отвода излишней воды из-под дорожного полотна используется только геотекстильное иглопробивное полотно. Оно способно быстро пропускать воду, как в продольном, так и в поперечном направлении, эффективно задерживая грязь. Некоторые строители путают и используют вместо иглопробивного полотна термоскреплёное. При скреплении волокон с помощью температуры, волокна жестко сцепляются между собой. При этом увеличивается крепость на разрыв, но фильтрация происходит только в поперечном направлении. Поры при жестком скреплении волокон быстрее забиваются илом. Поэтому термоскрепленое полотно, обычно используется для защиты от сорняков и для армирования склонов, а также при укладке плитки.
Уважаемые читатели, выражаем свою надежду, что, несмотря на скудное финансирование, вы примете правильное решение при строительстве и ремонте дороги, обеспечив автомобилистам приятное путешествие по нашим дорогам.